На главную

Ассоциация молодёжных клубов интеллектуальных игр Туркменистана

Где-то в седой древности, году эдак в 1993-м, месяце, кажется, в апреле, в Ашхабаде состоялась первая игра "Брэйн-ринг" между студентами разных ВУЗов. Впечатления были незабываемыми, и опыт вскоре был повторен. Рассказывают, что игры происходили следующим образом: студсовет одного из ВУЗов брал на себя инициативу организации и приглашал команды из других ВУЗов. Всегда стремились, чтобы число участников игры равнялось шести - это предполагала использовавшаяся формула турниров. Команды жеребьёвкой делились на две группы по три команды. В каждой группе команды играли друг с другом. Происходило, таким образом, три боя, в каждом из которых паре играющих команд вопросы читала третья команда. В каждой группе определялся победитель, и эти две сильнейшие команды играли финальный бой (до шести очков), а вопросы им по очереди читали команды, не попавшие в финал. Насколько я знаю, свои команды были у таких ВУЗов, как Туркменский Политехнический институт, Сельскохозяйственный институт, Институт спорта и туризма, Институт народного хозяйства, Консерватория, Медицинский институт, а Университет был представляли даже несколько, сформированных пофакультетно, команд: историков, ин-язовцев...

Для координации этих игр, установления очерёдности ВУЗов - хозяев отдельных турниров осенью 1993 года была создана Межвузовская ассоциация по игре "Брэйн-ринг". Можно утверждать, что это был первый в Ашхабаде интеллектуально-игровой клуб. Возглавила Ассоциацию молодой преподаватель кафедры общественных наук Национального института спорта и туризма Энебай Бяшимовна Какабаева. Вице-президентом Ассоциации стал тогда ещё студент Артур Григорьянц.

С марта 1994 года вместо прежних разрозненных турниров Ассоциацией организовывались регулярные (как и положено у студентов, посеместровые) чемпионаты по игре "Брэйн-ринг". Ведущим игр чемпионата был Артур Григорьянц. Собственно, эти чемпионаты стали базовым проектом, основой деятельности Ассоциации. Строились чемпионаты на правилах, применявшихся на телевизионных играх "Брэйн-ринг" в 1993-94 годах: команды заявляются из зала, ведущий вызывает их за игровые столы; один этап продолжается 3 часа (включая два 15-20 минутных перерыва); количество боёв в течение одного этапа, сведение соперников за столом, количество выходов команды за игровой стол никак специально не регламентировались - всё решал ведущий, который мог лишь принять (или не принять) к сведению аргументы о выравнивании шансов команд.

В 1995 году, когда формирование игравших команд всё чаще осуществлялось не на базе представительности ВУЗов, а на основе дружбы и общности интересов, наша организация получила другое название - Ассоциация молодежных клубов интеллектуальных игр Туркменистана (тем более что была сделана заявка на наше международное признание).

В 1995 году Ассоциация вышла на международную арену, установила регулярные связи с Международной ассоциацией клубов "Что? Где? Когда? " и телекомпанией "Игра". Уже в августе того же года ашхабадская сборная (капитан Артур Григорьянц, тренер Энебай Какабаева) впервые приняла участие в телеиграх "Брэйн-ринг". Организация представительства Ашхабада на телеэкране в передаче "Брэйн-ринг" стала второй целью деятельности Ассоциации.

В 1995 году АМКИИТ подала заявку на вступление в Международную Ассоциацию Клубов (МАК) "Что? Где? Когда?", а в 1996 году решением Правления этой организации была принята в её ряды.

1996 год был, пожалуй, "пиком" популярности "Брэйн-ринга" в Ашхабаде, даже несмотря на то, что одноименная передача временно исчезла с экранов телевизоров. Помимо наиболее авторитетного чемпионата, проводимого Ассоциацией (его называли "Высшей лигой" - чтобы стать его участником, войти в заветные двенадцать лучших, необходимо было пройти через сито отборочных игр), существовало ещё несколько Лиг в отдельных ВУЗах (в сумме - несколько десятков команд) и Юношеская лига с двумя десятками команд.

В канун нового 1997 года Энебай объявила об уходе из ашхабадского брэйн-движения, устав от огромной общественной нагрузки и разумно предпочтя сосредоточиться на научной и преподавательской деятельности. Обезглавленная Ассоциация попыталась организоваться под началом вице-президента, но внутренние противоречия привели к взаимным разногласиям и в сентябре 1997 года об "уходе в карьеру" заявил и Артур Григорьянц. Тогда же была сделана попытка сохранить Ассоциацию как организатора регулярных чемпионатов на принципах выборности и коллективности руководства, а на самом деле, на основе компромисса между сложившимися группировками. Новые принципы оказались нежизнеспособными и к концу 1997 года Ассоциация, фактически, умерла.

Но... Король умер, да здравствует король! Свято место пусто не бывает, и организационный вакуум стали заполнять другие клубы. Самыми деятельными из них являются созданный в 1994 году в рамках Ассоциации Интеллектуальный клуб "Консистория" и образованный в 1995 году как филиал Ассоциации для работы со школьниками Клуб интеллектуального творчества "Уникум". Так, после фактической "смерти" АМКИИТ, её роль во взаимоотношениях с МАК ЧГК постепенно перешла к клубу "Уникум" (действовавшему от имени АМКИИТ). И лишь в сентябре 2001 года была произведена перерегистрация в качестве члена МАК вместо АМКИИТ Клуба интеллектуального творчества "Уникум". Можно считать, что с этого времени АМКИИТ перестала существовать не только фактически, но и формально.

Даниил Майковский, 2000-2003

© Даниил Майковский,   Интеллектуальный клуб "Консистория";   Email:
Летопись игр
Новости игр
Календарь игр
Клубы и проекты
Турниры
Вопросы
 
Сайт создан в системе uCoz